Человеку свойственно ошибаться. Непреднамеренные ошибки обусловлены множеством фактов:
условия, знания, опыт, здоровье, эмоциональное состояние и еще не один десяток
причин, порой логически никак не
связанных с принятым решением. Иначе
дело обстоит с обдуманным шагом,
где предсказуемо негативное действие на других людей или на самого
себя. Об этом здесь разговора не будет. На
момент совершения поступка, человек искренне мог верить, что он поступает
правильно согласно своей совести. Но проходит время, появляются новые факты,
человек набирается опыта и вдруг однажды
он начинает понимать, что прошлый раз, давным
давно, он поступил не правильно ,не по совести.
И как по Фрейду -
совесть молчала, а теперь стала грызть. Начинаешь оправдываться
перед собой: дескать, обстоятельства, по-другому, никак нельзя и
т.д… Внутренний диалог затягивается, ты как бы
раздваиваешься, и эти две половинки
одного целого никак не могут договориться.
Что это - проснулась совесть? Но
порой уже ничего изменить нельзя, и
часто никому уже не нужны твои
откровения кроме тебя самого. Наступает
период исповедей. Человека непременно хочется кому-то выложить, в любой форме:
от своего лица или от лица вымышленного героя, неважно, важно, чтобы был слушатель. Хорошо поговорить со случайным
попутчиком, порой поезд самое подходящее место. Услышать оценку, узнать правду
о самом себе, снять этот груз. Нерационально, неумно. И ведь никто не видит и
ничего не знает кроме тебя. Да и облегчение порой бывает временным, после исповеди через некоторое время все
может вернуться. Почему, ведь ты, как тебе казалось, нашел убедительные аргументы, сам поверил и
попутчика убедил. Так в чем же
дело? Может это уже болезнь и пора обратиться к психиатрической
помощи? Ведь нет никакого рационального
объяснения, особенно, если изменить нельзя и не у кого просить прощения. Ну,
молодому полезно, пополнит копилку житейской мудрости, а старому человеку зачем, если он на пороге в
другой мир. Облегчить душу, отпустить грехи? Станислав Лем в своем «Солярисе» особо выпукло высветил эту проблему и пришел
к выводу, что наш мозг независимо от нашей воли и желания неустанно пытается
решить те нравственные проблемы, которые в свое время человек не сумел сам
решить осознано. Мозг человека генерирует вновь и вновь проблему. Герой
Соляриса пытается ее решить, физически уничтожить своих
виртуальных душевных мучителей, он этого сделать ему не удается. Образ-проблема вновь и вновь
материализуется. Возможно, Совесть это
такая же структурная единица головного мозга, как, например, центр Брока и зона
Верника, принимающие участие в распознавания
звуков и символов, придуманных человеком, а не природой. Но распознаванию учат, а вот совести?
Человечество медленно поднималось, образно говоря, с четверенек. Еще медленнее формировалась в сознание людей
совесть. И на сегодняшний день доля совестливых людей не так уж велика. Зависит
ли совесть от национальности или расовой принадлежности, делиться ли она по половому признаку, уровню
образования, социальному положению? Зачем
человеку совесть, кто ее выдумал. Вот, например, эмоции часто восполняют
или дополняют знания. А вот совесть дополняет закон? Что не учтено законом,
нужно решать по совести? Но часто в
жизни закон и совесть совсем по разную сторону баррикад. Как здесь быть?
Гельвеций не случайно говорил, что при хороших законах и совесть не нужна. Или
совесть со временем пополняет наши знания
в социуме , не случайно корень слова совесть в основных европейских
языках означает знать, знание, ведать. А уж потом на основе этих новых знаний о
социуме и месте человека в нем включается нравственный механизм совести, его
завершающая часть. Герои Соляриса находят
решение проблемы чисто на техническом уровне. Аннигилировать материализованный образ-проблему. Но это
уловка автора, она противоречит первоначальному замыслу, в человеческом
сознании проблему не аннигилируешь. Медикаментозно или более радикально
хирургически, если это приносит человеку нестерпимую боль, частично можно. Но
это когда муки совести становятся навязчивой идеей. Функциональная значимость совести для
человека как социального общественного вида очевидно. Для биологического вида совесть вещь вредная.
Совесть объективная реальность, не зависящая от сознания человека? Возможно,
она является отражением некой высшей структуры Вселенной. Ведь о Вселенной мы
практически ничего не знаем. Только сейчас мы поняли, что барионное вещество,
из которого мы состоим составляет 5%, а возможно, и меньше. Остальное Темное
Вещество, предтеча барионного вещества или финишная стадия или то и другое
одновременно, а мы только миг на гребне этого перехода. И зона Совести, так же как любая другая
функциональная структура головного мозга выдает сигнал: решение не правильное.
И что из этого следует? А следует, что
критерии нравственности, хотя и являются нематериальными критериями, требуют
вполне материальных решений. Если
правильно предположение, что структура головного мозга есть суть отражения структуры Вселенной. То с этой
точки зрения совесть приобретает Вселенский смысл. Если к
сказанному прибавить, что многие мыслители (например, Фихте) утверждали, что совесть не может ошибаться — т. е. что её
оценка не только безусловная, но и безусловно истинная, — то из этого видно,
насколько значимо совесть для эволюции человечества.
Поздравляю автора статьи. Очень интересная, оригинальная статья. Поражает необычный подход и нестандартное аналитическое мышление автора.
ОтветитьУдалитьДавайте посмотрим СЛОВА, образовавшиеся в содружестве с приставкой СО.
ОтветитьУдалитьСо-дружество, со-знание, со-переживание, со-стояние, со-страдание,со-весть.
Какой можно сделать вывод, рассматривая эти слова.? Приставка, то,что впереди, обобщает эти слова, делает их более ёмкими. ВЕСТЬ имеется,а что с нею делать , КТО ВЕДАЕТ? Мысль не даёт покоя, а понять, раз-ведать (!) не получилось. Человек страдает. И будет страдать до тех пор, пока не разрешит эту проблему, застрявшую в мозгу и не отпускающую в свободное плавание....
Нельзя с Вами не согласиться. Неслучайно Гегель использовал конструкцию немецкого языка для усиления доказательной стороны своей диалектической логики, где основные постулаты вытекают как бы сами из себя. Так и Вы заметили такую связь; в слове заложено указание на понятие выше в иерархической структуре языка. КТО ВЕДАЕТ? Я не думаю, что это прямое указание на понятие БОГ, На основе самопознания самого себя и окружающего мира человек из разрозненных фактов строит пирамиду своего мира в целом, на вершину которой он ставит самого себя в лице своей совести. Насколько точно модель мира соответствует реальному миру, зависит глубина самооценки и муки совести.
УдалитьСтатья очень интересная. Заставляет думать и анализировать.
ОтветитьУдалитьНо пока могу сказать , что полностью принимаю для себя утверждение Фихте, что совесть не может ошибаться. Иначе откуда муки совести? И именно они становятся для нас критерием наших дел и помыслов.
Римма